Лучший метод запоминания. Memory Palace

Вчера натолкнулся на метод запоминания Memory Palace (“дворец памяти”) – это самое простое и крутое в плане донесения новой информации и запоминания из того, что я встречал. Тут же применил и был в восторге. Даже со своей дырявой памятью, я с первого раза запомнил 30-минутную лекцию, которую читал в этот же день в МГУ.

Самое обидное, что этот метод изобрели древние греки еще 2500 лет назад, а я о нем узнал только на этой неделе.

Подтекст метода такой – мы лучше всего запоминаем в пространстве, причем зрительно. Это видимо из-за эволюции, когда мы были охотниками и собирателями, для выживания было критично запоминать, где именно находится еда. Например, там-то растут бананы, а вот тут течет ручей, а в тот лес лучше не ходить, там волки, и т.п. Короче, нам принципиально важно запоминать не просто образ “банана”, а образ “банана” в конкретном месте, относительно нашего дома.

Поэтому для запоминания в идеале представлять то место, где мы тысячу раз бывали физически. Для всех из нас без исключения – это дом или квартира. Вы ведь можете ярко и в деталях представить все уголки вашей квартиры, если живете там хотя бы 1 год, не так ли?

Дальше, вы берете и просто раскладываете новую информацию по уголкам вашей квартиры, причем в виде максимально контрастных и подходящих образов.

 

Этот способ идеален, если вам нужно просто пересказать какую-то историю или запомнить последовательность в колоде карт. Каждому ключевому моменту придумываете яркий образ, размещаете его в разных местах вашей квартиры и делаете несколько раз мысленный обход. Со временем начинает получаться все лучше и лучше.

Но что если попробовать объяснять через этот метод сложные понятия?

Как объяснить школьнику юнит-анализ

Например, мне нужно объяснить школьникам, что такое “юнит-анализ”, причем не занудно (как это обычно бывает). И не в сложных терминах типа “маржа” или “точка безубыточности”, которые они не понимают и не чувствуют. У школьников нет еще жизненного и коммерческого опыта, чтобы с чем-то сопоставить и соответственно, для них и для большинства обычных людей, это остается пустым звуком, который влетел и вылетел.

А как сделать так, чтобы они реально это поняли, прочувствовали, чтобы это стало им близким и понятным как “зайти в youtube”. Скажу больше, даже большинство выпускников бизнес-школ и MBA не понимают что же это за зверь.

Итак, поехали. Нарисуйте на листе бумаги план вашей собственной квартиры (как угодно, точность тут не важна, пойдет любая схема), как вы его представляете и как вы обычно приходите с улицы домой. Например, вот дверь со звонком, тут снимаем обувь, потом идем мыть руки в ванную, потом на кухню выпить чай, потом в спальню переодеться. Очень понятный и простой маршрут, где все абсолютно известно.

Дальше переходим к непонятным понятиям, которые нужно сделать понятными и разложить по квартире. Начинаем с понятия “средний чек”. Что это за штуковина такая? У каждого в голове появляется свой образ.  Кто-то видит в этом корзинку из Ашана полную продуктов и с чеком сверху. Кто-то представляет свой пакет с едой из Макдональдс, кто-то в своей голове увидит образ человека среднего роста.

Я представляю это в виде среднего стаканчика из кафе на вынос. Представьте, что вы у входа в свою квартиру поставили кофемашину и продаете разные напитки. Кто-то покупает кофе в большом стаканчике, кто-то в маленьком, кто-то каппучино, кто-то кофе с булочкой, кто-то просто воду. Мы к неизвестному понятию придумали понятный нам яркий и цепляющий образ (который к тому же обладает запахом) и разместили в понятном нам месте, у входа в квартиру.

Юнит-анализ, можно представить как кофе с молоком слоями в стакане, например вот так.


Этот стакан с кофе мы, например, разместим на столе на кухне. Мы можем представить, что темная полоска внизу – это то, что мы потратили на кофе в зернах (себестоимость), а молоко – это то, что мы добавляем для привлекательности (стоимость привлечения клиентов).  А то, что не долито сверху – наша прибыль.

Иногда, из-за того, что все конкуренты пытаются  заманить клиентов молоком, нам нужно добавлять так много молока, что оно переливается через край, прибыли не остается. Тогда наш бизнес закрывается  – экономика не сходится.  А иногда нам удается сделать настолько ароматный кофе (отличающийся продукт, который нравится людям), что нужно добавлять совсем мало молока для привлечения.  Тогда у нас большая прибыль с каждой чашки.

Как вы уже поняли, самое сложное во всем этом – придумать подходящие образы, так чтобы они не искажали первоначальной сути, и при этом были понятны даже ребенку. Лучше всего это получилось у Льюиса Кэрролла, который объяснил много сложных вещей в “Алисе в Стране чудес”.

Естественно, это всего лишь метод, инструмент, а у любого метода есть своя область применения. Так что попробуйте его с разных сторон и посмотрите, где он лучше всего вам подходит.

Шпаргалка такая:

  1. Рисуем привычный образ своей квартиры (по-началу можно на листе бумаги), но потом все больше в уме.
  2. Придумываем каждому важному понятию или важной мысли максимально яркий и запоминающийся образ.
  3. Размещаем эти образы по маршруту следования в квартире.
  4. Делаем несколько раз обход. Сначала можно на листке бумаги, потом в уме. Можно из этого сделать одностраничный листик -шпаргалку, опорный конспект.

Как это должно повлиять на образ жизни и систему обучения?

Как прокрастинатор со стажем, я инстинктивно изобрел такую формулу “если тупишь – смени локацию”. Короче, если я долго сижу за компьютером в одном месте, у меня начинается ступор. Тогда я беру ноутбук и иду работать в кафе или в торговый центр, или прогуливаюсь в парк, то есть есть пытаюсь физически сменить место. Лучшие мысли приходят во время прогулки, а лучший способ запомнить что-то сделать визуальный конспект, причем от руки, причем наложив его на какую-то географию.

Мы это тут же начали применять в школе “Английский в Minecraft“, потому что там каждый ученик может легко воссоздать план своего дома/квартиры, создать разных существ и таблички в разных местах своего дома (на нашем сервере, в виртуальном мире). Таким же образом можно через Minecraft учить математике, физике, китайскому и любым другим предметам. Потому что там задействован не только визуальный, но и географический подход + это игра, что может быть круче?

Можно ли это использовать в школах и ВУЗах? Однозначно. Учителя придумывают разные образы чтобы донести важные мысли. Но из того что я видел, все сидят в аудиториях или классах и никак не двигаются и не задействуют физическое пространство, между тем разные понятия можно раскладывать в разных углах школы и делать от понятия к понятию в стиле квестов. Короче, нужно активнее использовать не только образы, но и их географическую привязку.

Не зря ведь Платон обучал своих учеников во время прогулок. И не зря в ходе эволюции выжили те, кто помнил, где именно растут ягоды, где вода, а где волки.

Посмотрите отличное видео на TED. Доверия автору добавляет то, что он победил на чемпионате “по запоминанию” в США, а это лучшее доказательство из возможных.

Напишите в комментариях ваши впечатления и критику, если кто уже использовал. Расскажите об этом всем, это действительно очень просто и круто, ну и просто пойдите прогуляйтесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Полезно? Поделись Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Google+
Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *