Как усилить команду

Слабые команды считают, что все, чего им не хватает — найти побольше денег на проект, привлечь инвестиции.

Инвесторы считают наоборот — денег на рынке слишком много, девать некуда, а инвестировать не в кого, нет сильных команд.

А что думают сильные команды? Они считают, что все, чего им не хватает — еще больше сильных людей.

Но, что если вы осознали, что у вас команда, мягко говоря, не очень сильная. Или вы вдруг поняли, что не те люди делают не тот проект.

Тут всего 3 пути:
1. Прокачать себя. Хорошая новость, что в большинстве тем и рынков можно с нуля стать экспертом буквально за 1-2 года, было бы желание. 
2. Сменить или закрыть проект.
3. Привлечь кого-то сильного со стороны, кто закроет недостающие компетенции.

Сегодня #10идейдня про то, как усиливать команду

1. Начать с себя. Компания — усредненная копия ее основателей. Тут важно более четко определить свою роль и усиливать ее. Обычно это или экспертиза в предмете (хакер) или в рынке и продажах (хастлер).

2. Уволить себя из этого проекта. Обычно самое слабое звено — это ты сам. Подумай, как уволить себя из каких-то ролей и найти на эти роли кого-то, кто на порядок круче тебя. Высший пилотаж — уволить себя со всех ролей, но остаться с долей в этой компании. Постоянно увольнять себя и постоянно искать новых, более сильных людей.

3. Найти сильного партнера. Если вы хакер (автор, эксперт в предмете) — продюсера/хастлера, человека с базой клиентов и опытом продаж. Если вы эксперт в рынке и продажах, то наоборот — хакера, автора, эксперта в предмете. Это нельзя сделать быстро, с момента знакомства и каких-то первых проектов, может пройти 2-3 года.

4. Найти ментора/тренера/советника. Кого-то, кто уже один раз прошел нужный вам путь и может существенно сэкономить время и деньги, предостерегая от глупостей на старте и подсказывая оптимальный путь. Для него главная мотивация не деньги, а увлеченность, амбиции и драйв основателей. Слишком много искателей денег с пустыми глазами и слишком мало горящих глаз, которые действительно хотят сделать что-то крутое и уже что-то делают в этом направлении.

5. Взяться за идею, которая на порядок более крупная и амбициозная чем та, что есть сейчас. Под крутую идею можно привлечь сильных людей даже бесплатно. А под слабую идею (очередной интернет-магазин), даже слабых людей придется привлекать за большие деньги.

6. Пройтись по знакомым инвесторам и получить от них жесткую обратную связь. Это лучший консалтинг из возможных, причем бесплатный и болезненный.

7. Начать вести блог на злободневную тему, которая будет притягивать людей. Формировать сообщество вокруг это темы и дальше и привлекать лучших из сообщества в команду. Если сообщество не формируется, значит идея мелкая и не притягивает.

8. Искать не тех, кого ты хочешь нанять на работу, а тех, к кому бы ты с удовольствием сам нанялся поработать, набраться опыта.

9. Найти аналогичные проекты в аналогичный период, но на других рынках, например в US. Посмотреть, кто у них был в команде в тот период, как они распределяли роли, кого нанимали. Много чего можно найти в прессе, в crunchbase, например.

10. Часто те, кого ты считал конкурентом, являются лучшими союзниками и партнерами, вопрос лишь правильного определения главного, более крупного конкурента, против кого можно объединиться. Важно вовремя это понять и самому сделать первый шаг навстречу.

Еще варианты? Напишите в комментариях.

Как растет команда стартапа

1. Ты один и некомпетентен ни в чем. Но мечтаешь что-то замутить. Выход — идти и устраиваться в сильную команду, где сможешь набраться компетенций: либо в продажах, либо в технологиях, либо в другой ключевой навык возможного будущего продукта. Чтобы стать экспертом в большинстве областей, требуется в среднем 1-2 года, если вы обучаемы.

2. Ты компетентен в продажах или продукте, но по-прежнему один. Уже пытаешься что-то мутить, брызжешь гениальными идеями, но почему-то все равно не выходит.

3. После очередного приступа гениальных идей, ты вдруг понимаешь, что твоя проблема не новая, есть как минимум 1000 чел. которые эту проблему уже как-то решили. Ты засовываешь свою гордость и гениальные идеи куда подальше, подписываешься на людей, которые уже что-то похожее успешно преодолели. У кого-то из них даже спрашиваешь совета. Так у тебя появляется живой или виртуальный наставник или группа наставников.

4. Растоптав остатки гордости ты начинаешь с того, что копируешь. Копируешь то, что уже работает, какую-то понятную и работающую бизнес-модель. Чуть позже ты понимаешь, что все гениальные музыканты, ученые, художники и предприниматели в истории — на самом деле «гребенные копипастеры», которые просто более умело и вовремя использовали шаблоны предшественников.

5. Очень быстро ты понимаешь, что один ничего не сделаешь. Так ты начинаешь искать напарника, сооснователя. Эти поиски затягиваются еще где-то на 1-2 года. Тут как с поиском жены, нельзя вдруг решить жениться в понедельник и найти жену во вторник. Скорее всего ты выбираешь в напарники того, кого знаешь как минимум 2-3 года, делал с ним какие-то дела и можешь с ним сработаться.

6. Вас двое. Вы начинаете делать разные проекты. Вы хакер (технарь), он хастлер(продавец) или наоборот. Но почему-то продаж все нет. Энтузиазм быстро проходит. Ответ — кто-то из вас или вы оба на самом деле не достаточно компетентны в том, что делаете. Не те люди делают не тот проект. Выход — искать нового напарника или обоим прокачивать недостающие компетенции. Так проходит еще 1-2 года.

7. Вас двое, у вас идут продажи, но нестабильно. Типа хобби, но бизнесом это назвать сложно. Выход — искать третьего, с которым вы сможете превратить творческую группу в систему.

8. Вас трое, у вас более-менее наладились продажи. Вы занимаетесь своей областью знаний уже 3-5-7 лет и наработали неплохую экспертизу. Вы начинаете расти и более менее распределять между собой функции: продажи, маркетинг, разработки, саппорт, логистику, финансы. Возможно вас становится 5 чел. Один выделяется как CEO и вы распределяете между собой ключевые роли. Начинаете набирать каждый под себя сотрудников.

9. От 5 до 25 вы семья, собираетесь на кухне, все друг друга знаете и оперативно решаете все вопросы. Плоская структура, отличная культура и атмосфера. Вроде бы все неплохо, но либо вас начинают поджимать конкуренты, либо мечты о «мировом господстве», либо вы зачем-то привлекли инвестиции и теперь сидите «на венчурной игле» — вынуждены жить от раунда к раунду. И инвестор, в надежде получить свои «100 иксов» за 3-5 лет, гонит вас вперед.

10. Вас больше 25 чел. Появляется необходимость структуры и процессов. Вы уже не можете собираться все на кухне. После 50-100 чел. вы уже можете кого-то не узнавать. Есть «число Данбара» — 150 чел. Это тот предел социальных связей, которые может выдержать один средний человек (включая друзей, родственников, коллег). 


Когда компания достигла размера 25 человек и более, дальше не так уж и важно какого она размера. Мой опыт и опыт других говорит, что самые существенные изменения вносят первые 5-ро участников, и далее до 20-25 человек. После этого компания может быть 500, а может быть 5000 человек.




Подпишитесь, чтобы не пропускать новые статьи