Инвестиции в людей или как протестировать основателя проекта, чтобы решить, инвестировать в него или нет

Очевидно, что все инвестиции в проекты на ранних стадиях проектов (до $1M и даже больше) идут исключительно в людей. В основателя(лей) и их команду.

А раз так, то логичнее основной упор делать на тестировании человека, а не заморачиваться всякими там юнит-анализами.

Если довести эту мысль до крайности, получится, что лучшими инвесторами должны быть психологи. Но по факту, легко убедиться, что это не так.

Более того, мне даже попались пара психологических тестов «для тестирования основателей стартапов», где тебе предлагают 300-400 вопросов, в стиле:
— У Вас часто потеют ладошки (да/нет)
— У Вас бывают периоды, во время которых Вы необычно веселы без особой причины.(да/нет)
— Раз в месяц (или чаще) у Вас бывает расстройство желудка.(да/нет)

Это цитаты из реального теста, без шуток. В общем, проходишь такой тест и понимаешь, почему среди психологов пока что нет инвесторов-миллиардеров, и что на помощь с той стороны лучше не рассчитывать.

Но давайте все-таки попробуем сформулировать несколько простых способов оценить инвестиционный потенциал. Не столько проекта (проект, конечно же 10 раз изменится), а основателя.

У меня получился пока что вот такой простой чек-лист.

Если ответ «да», то 0 баллов, если ответ «нет», то 1 балл.

Итак:
1. Основатель и команда пилят продукт уже больше 3-х месяцев и не смогли сделать первых продаж.

Утверждают, что им для первых продаж нужны внешние ресурсы/инвестиции или нужно «еще немного допилить продукт, потому что там нейронные сети, блокчейн и AR».

2. Основатель не смог собрать сильную команду, в которой закрыты компетенции продаж и продукта (и поэтому у них до сих пор нет продаж).

Когда ты смотришь на слайд с командой проекта, ты говоришь про себя: «я бы возможно нанял одного из них к себе, но сам бы к ним в команду работать не пошел».

3. Я посмотрел на проект 10 минут и нашел несколько очевидных способов, как сделать то же самое в разы быстрее и дешевле. А команда, которая занимается этим 3+ месяца, почему-то этого до сих пор не увидела.

4. Основатель не стремится уволить самого себя из проекта. И не захочет уступить место новому, более подходящему CEO, когда придет время.

5. Основатель не может показать динамику по проекту. Те 500 звонков и 20 встреч, которые он совершил на прошлой неделе. Те, 10 ошибок и тестов, которые они сделали за прошлый месяц.

Единственное, что я вижу месяц спустя — все те же слайды.

6. Основатель не способен быстро учиться, не знает английский, не может при необходимости быстро разобраться с настройкой рекламы в Facebook, нанять на работу фрилансера из Индии или выступить публично перед залом в 1000 чел.

7. Основатель не думает про деньги и продажи, скорее про технологии. А если он не думает даже про свои деньги, вряд ли он будет думать про мои.

8. Основатель ничем не рискует и ничего не поставил на кон проекта. Ни деньги, ни репутацию. У него десяток мелких проектов-халтур. Если один провалится, ничего страшного не произойдет.

9. У человека есть какие-то серьезные проблемы со здоровьем, психикой или разные формы зависимости (игромания, алкоголизм и т.п.). Либо какие-то серьезные барьеры и ограничения в голове, типа «я никогда не смогу из Москвы продавать в Нью-Йорк по телефону».

10. Человек врет, опаздывает на встречи или просто не симпатичен и не подходит по системе ценностей. 
#10идейдня

Возможно, что этот список дает такую же погрешность, как серия из 300 вопросов в стиле: «Как часто у вас потеют ладошки».

Короче, дополните вашими вариантами, как вы понимаете, стоит ли инвестировать в человека и его проект, например, $100k или нет.


Подпишитесь, чтобы не пропускать новые статьи