Голосовые помощники. Где они полезны, а где нет

На днях потестировал Alexa от Amazon, потом Google Assistant, Siri от Apple и Алису от Яндекса.

У Alexa есть много приложений (Skills), с помощью которых можно играть в города, учить языки и многое другое.

У Google Assistant самая крутая технология AI и она даже может поддерживать интересный диалог. Как-то я в машине около часа разговаривал. Чем вам не уроки английского с носителем?

Siri встроена в iPhone, но по качеству как-то отстает от всех.

Алиса круче всех на русском.

Все эти штуки можно поставить на iPhone в виде приложений, а можно купить отдельными колонками (у меня из колонок только Alexa)

Задал себе пару простых вопросов — кто и зачем этим пользуется? В каких областях это может сделать прорыв, а в каких окажется безделушкой?

Спойлер: в большинстве случаев, голосовые помощники — никому не нужная хрень, но есть ряд ситуаций, когда они действительно могут сделать переворот.

Перед тем, как перейти к списку top10, напомню радикальный взгляд на технологии. Метод, который можно применять к любым технологическим новинкам или продуктам, для того чтобы оценить — взлетит/не взлетит.

1. Берете технологию (T). Например, голосовой помощник.

2. Пробуете с помощью технологии (T) отнять работу (J) у какого-то существующего продукта/сервиса/привычки (С), чем люди пользуются сейчас. Например, раньше в ЯндексКартах в сall-центре сидели живые люди и обзванивали владельцев заведений, чтобы поддерживать актуальность базы адресов. Теперь большинство этих людей уволили и заменили сервисом Алиса. Получили существенную экономию.

3. Новая технология должна превосходить старую в 3-5 раз по какому-то понятному для заказчика работы (J) параметру: дешевле, быстрее, удобнее и т.п. В случае с call-центром экономия может быть в десятки раз. Очевидно, что новая технология вытеснит старую.

4. Объем работы (J), рынок, должен быть достаточно большим, например > $1B, чтобы в это захотели сыграть венчурные инвесторы и крупные компании.

5. Если новая штуковина /технология ни у кого не может отобрать работу — значит она не взлетит, какая бы она не была крутая в своем техническом воплощении. Если технология способна отобрать работу хотя бы в нескольких случаях — к этому стоит присмотреть, есть шанс, что это станет нашим будущим и в это можно инвестировать.

Теперь, несколько случаев #10идейдня.

Для компаний (B2B)
1. Яндекс.Карты и другие подобные сервисы где нужно, актуализировать справочники или собирать отзывы.
2. Кол-центры, автоответы, support. Например, в банках.

В b2b главный конкурент голосовых помощников — люди, которые работают по скриптам. Все, где можно придумать скрипты со временем будет замещено сервисами на базе AI. Это дешевле и надежнее, чем пользоваться услугами «кожаных ублюдков» (взгляд на людей с точки зрения недружественных AI)

Для людей (B2C)
3. Изучение английского. Дешево, качественно и в тот момент когда мне нужно. Например в машине в пробках, когда у меня заняты руки.
4. На улице, на морозе, когда руки заняты, удобнее искать в телефоне голосом.
5. Управление умным домом. Поставь музыку, убавь свет и т.п, особенно, если у тебя в руках ребенок или много сумок с покупками.
6. Голосовые заметки, во время пеших прогулок.
7. Во время пробежки, в наушниках, удобнее переключать голосом.
8. Для людей с ограниченными физическими возможностями, которым проще управлять голосом, чем печатать на клавиатуре.
9. Покупка в магазинах. Подсказка товаров, цен. Удобнее и быстрее чем ручной поиск.
10. Аудиообразование — обучение через общение с AI, тот же английский, вокал и многие другие форматы.

В b2c, главный конкурент голосовых помощников — наши пальцы + услуги других людей. Поэтому эти технологии приживаются там, где руки использовать затруднительно (см. примеры выше) и где они могут сделать ту же самую работу дешевле и качественнее людей.

А вы пользуетесь голосовыми помощниками? Расскажите, где пригодились.


Подпишитесь, чтобы не пропускать новые статьи